повышение
долговечности
подшипников

Защита подшипников качения

ЗАЩИТА ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ

    Если цемент - хлеб строительства, то подшипники качения - хлеб всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. Трудно найти такую отрасль, где бы не применялись подшипники качения.
    Защита и долговечность подшипниковых узлов оборудования является одной из важнейших технических проблем машиностроения и различных отраслей промышленности.
   Основным негативным фактором, резко снижающим ресурс работы подшипников качения, являются абразивные вещества.
    Практикой установлено, что 1% пыли антрацита в смазке вызывает повышение интенсивности изнашивания деталей редукторов в 2-3 раза, а наличие 2% пыли песчаника - более чем в 30 раз. (Трегубов Н.М. и др. Ремонт горных машин. М., Недра, 1978, с. 58).
    Ещё в большей степени это относится к подшипниковым узлам. Таким образом, оборудование, которое должно эксплуатироваться в течение одного года, выходит из строя через 12 дней.
   Шарикоподшипники выпускаются с защитными шайбами и уплотнениями, к сожалению, ограниченных размеров. Радиальные однорядные шарикоподшипники составляют 80% от общего количества всех выпускаемых подшипников качения.
   Малое предприятие «ФАН» разработало инновационную технологию защиты подшипников качения антифрикционным материалом ЛИЗА. Ударопрочным материалом ЛИЗА можно защитить шарикоподшипники любых размеров.
    По своим защитным функциям разработка намного эффективнее, чем подшипники с защитными шайбами и уплотнениями, так как материал ЛИЗА выполняет роль лабиринтного уплотнения. Как известно, лабиринтные уплотнения являются наиболее эффективными из всех существующих уплотнений.

    Необходимо отметить. что лабиринтное уплотнение из материала ЛИЗА создается непосредственно в самом подшипнике, в то время как на практике эти уплотнения расположены перед подшипниковым узлом и процесс их изготовления отличается трудоемкостью. Обычно подшипниковые узлы оборудования не предусматривают установку дополнительного лабиринтного уплотнения.  

   Особенностью этой разработки является то, что в подшипник качения предварительно закладывается своеобразное смазывающее вещество (количество регулируется), а затем происходит непосредственный процесс защиты (заполнения) подшипника материалом ЛИЗА. В процессе эксплуатации, в такой подшипник всегда можно закачать (добавить) шприц-масленкой смазку, сохраняя при этом герметичность подшипника, правда преобразовав наконечник шприца. 

   В данной разработке каждый шарик и дорожки качения подшипников защищены материалом ЛИЗА. Зазор, который регулируется, между материалом и шариками, кольцами подшипника составляет 0,1-0,3 мм.
   В состав материала ЛИЗА входят углеродные наполнители (графит, сажа). Металлические поверхности, соприкасающиеся с углеродным наполнителем, с течением времени приобретают ценные свойства: углерод заполняет все микроскопические поры, образуя зеркальную гладкую поверхность, к которой смазочные материалы прилипают в 7-10 раз лучше, чем к обыкновенным металлическим поверхностям.
   Таким образом подшипники с материалом ЛИЗА в такой же степени меньше подвержены масляному голоданию, что естественно приводит к существенному повышению долговечности подшипникового узла.        
    Сепаратор подшипника является арматурой для материала ЛИЗА, поэтому материал вращается вместе с ним. При вращении материала ЛИЗА возникает значительная центробежная сила, которая эффективно препятствует проникновению инородных частиц и веществ в полость подшипника.
     Разработка позволяет существенно повысить надежность и долговечность подшипников качения, которые в процессе эксплуатации испытывают воздействие абразивных веществ и агрессивных сред.